helpeducation20@gmail.com
Незаконное копирование материалов сайта преследуется по закону Уголовного Кодекса РФ по статье 146 "Незаконное копирование материалов". Администрация сайта запрещает копирование материалов без его уведомления
Мы истинно свободны, когда сохранили
способность рассуждать
самостоятельно, когда необходимость
не заставляет нас защищать
навязанные и, в некотором роде,
предписанные нам мнения.
Цицерон
Современный русский язык содержит довольно много слов, которые состоят из двух корней. Остановимся более детально на словах, начинающихся с корня "кон". Например: контора, конвент, конвенция, контакт, конец и т. д. В таких словах "кон" сжимает, сближает, сосредотачивает что-то в чем-то. В нашем языке "кон" – это начало или предел. Не зря словари не содержат разночтений. Практически везде конспект трактуется как сжатое изложение, запись определенного содержания, лекционного материала, речи и пр. Для составления конспекта необходимо наличие источника информации. Конспект является её вторичным предъявлением, как бы вторым рождением, но в другом варианте - свернутым, сжатым.
Конспект необходим для:
Конспект является не просто кратким изложением первичного материала, а изложением, которое имеет адресный характер и пригодно для личного применения, развивающее навыки обработки информации и используемое при выполнении работ повышенной сложности. Поэтому любой конспект хранится, перечитывается и дополняется. Зачастую конспекты заменяют научную литературу и выступают достойным дополнением личной библиотеки.
При конспектировании любой информации мы работаем с содержанием обрабатываемого материала, то есть с данными, которые подает автор. Содержание является темой информации, тем, о чем идет речь, что заключено в предмете рассказа или тексте. У содержания есть определенная структура. Оно состоит из знаний, навыков, умений, отношений, творческой работы. В гуманитарных или технических текстах так же присутствуют такие компоненты.
Наряду с этим в знании заключена языковая форма, которая состоит из понятий, категорий, законов, принципов, закономерностей, фактов, дат, атрибутов, событий, символов, идей, проблем, статистики, концепций, гипотез, теорий и т. д.
Данные компоненты мы можем увидеть в любом тексте или выступлении. Они – составляющие научного содержания. Остальные слова в содержании можно отнести к стандартным, ненаучным, повседневным. Конспектируя, мы работаем с научным текстом.
Первое, что должен уметь конспектирующий это структурировать языковой текст. То есть уметь выделить основные компоненты текста. Каждый текст имеет свой набор компонентов. Конспектирующий воспринимает текст либо теоретически, либо эмпирически. Все зависит от того, какие компоненты знакомы обучающемуся.
Теоретический текст содержит обобщенные формы, свернутые знания. В таком тексте используются законы, символы, принципы, концепции и гипотезы.
Эмпирический текст напротив будет содержать больше конкретных фактов и событий, дат и статистики. Такой текст выполняет и функцию иллюстрации.
Разные характеристики можно дать умению конспектировать, если говорить о нем как о компоненте содержания. Анализ фактов и событий, связи, функции и отношения в большей мере описываются в теоретическом тексте. Констатация фактов, подробное описание со сравнением с себе подобным – это составляющие эмпирического текста. Методы изложения материала в обоих примерах разные. Эмпирический текст авторы излагают индуктивным методом, а теоретический, чаще всего, дедуктивным.
Еще одним составляющим текста являются отношения, как оценка плюсов и минусов знаний, излагающих тему. В конспекте это переходит в оценку компонентов знаний, которые использовал ученик. Поэтому очень важно при конспектировании выделять эти компоненты и фиксировать, если это необходимо.
Основные требования при конспектировании содержания это: знать структуру текста, уметь обозначить компоненты, определить тип и возможности содержания. Представьте, как исказит текст при конспектировании человек, который не чувствует его, не может охарактеризовать, не впитывает его. Текст будет перевернут, теория будет практикой, суть не будет понятна, логика доказательств будет нарушена и т.д.
Для определения изначального качества конспекта существует несколько условий. Некоторые из них – внешние (для конспектирующего). Это в первую очередь характер текста. Есть такие работы, которые почти невозможно конспектировать. Это работы плохого содержания, не содержащие логики, с непонятными оборотами речи, тексты реферативного типа, которые и так предварительно сжаты. Сложными будут и чисто эмпирические, статистические, описательные, фактологические тексты. Большим преимуществом и успехом является присутствие в тексте оргтехники: выделение цветом (карандаш, фломастер, компьютер).
Влияние внутренних человеческих факторов на качество текста более внушительно. Полнота знаний темы, уровень владения языком ее написания, умение конспектировать. Автор должен хорошо представлять, зачем нужен этот конспект, кроме чтения и прослушивания, где и кем будет использоваться данная информация. Так же немаловажно подумать о сроках пользования и продолжительности хранения конспекта.